Выбирай жизнь. Выбирай паб, сорт пива, любимый single malt. Выбирай музыку, игры для своей Playstation, плазменный телевизор. Выбирай футбольный клуб, за который ты будешь болеть. Выбирай осторожно: это должен быть такой клуб, за который будет не стыдно пробить кому-нибудь башку субботним вечерком и не жалко, если башку пробьют тебе. Чтобы, отвисая в больничке и задавая себе вопрос «А стоила ли овчинка выделки?», ты мог не колеблясь ответить: «Ну конечно, мать ее, стоила!» Выбирай «Челси». «Фанаты» — фильм о болельщиках той самой футбольной команды имени г-на Абрамовича… эх, знали бы они, за чьи инвестиции льют кровь! Экранизация романа Джона Кинга, человека не менее культового, чем автор манифеста hoolies «Мы идем» Дуги Бримсон (если вам, уважаемый читатель, такие сочетания слов ни о чем не говорят, это вполне нормально, однако при случае ознакомьтесь – чтиво весьма познавательное).
Стало быть, футбольные хулиганы. Субкультура, интересная в первую очередь своей внеклассовостью. Это не обычные герои уличных боев – не подростки из промзоны, не духовные братья гопников, запивающих в вашем подъезде отвратительную разбодяженную анашу «Клинским едким» и еженощно голосящих во дворе «Владимирский централ, ветер северный». Точнее, не только они. Это еще и вполне благополучные, устроенные люди: предприниматели, разнокалиберные менеджеры, прочий офисный планктон. Что заставляет их, напудрив носы, носиться друг за другом по переулкам южного Лондона и раскрашивать рубашки от Prada причудливыми алыми узорами?
«На самом деле больше всего я люблю вышибать людям мозги на футболе», — признается несостоявшимся тестю с тещей молодой и перспективный бизнесмен Род, владелец фирмы, продающей кондиционеры. «А чем еще можно заняться в субботу вечером?» — недоумевает его приятель Томми. Деды высаживались в Нормандии. Внуки штурмуют пабы — штаб-квартиры вражеских болельщиков.
Они ведь действительно живут ради этого. Ни семья, ни работа, ни Playstation в связке с плазменным телевизором (кстати, продюсировала фильм игровая контора Rockstar Games… Sapienti, как говорится, sat) не заменят hoolies еженедельной дозы старого доброго мордобоя. Занюхав пару дорожек коки, отец семейства превращается в Терминатора.
Дело ведь не в футболе – герои даже не пытаются обсуждать результаты матчей, острые моменты или технику любимых игроков. В исходе жеребьевки им важно, не с каким противником встретится «Челси», а с кем столкнутся они. «Милуол»? Отлично, мы давно хотели пересчитать зубы их болельщикам.
У фильма нет сюжета как такового; он больше похож на дневник одного из персонажей. «Челси» сыграл с «Тоттенхемом», подрались. Зацепили девчонок в пабе, подрались. Съездили в Ливерпуль, подрались. А после игры с «Милуолом» подрались так, что одни загремели в тюрьму, другие в больницу. Стоила ли овчинка выделки? Ну конечно, мать ее, стоила!
Крепкая, нервная и витальная картина с убедительными помятыми английскими физиономиями, крикетными битами вместо привычных бейсбольных и бодрым саундтреком. Малину портит слишком отчетливое режиссерское желание работать по проверенным лекалам («Карты, деньги…» встречают «На игле») вкупе с не вполне уместными медитациями главного героя на тему «А правильно ли я живу?» Точнее, сами медитации вполне уместны, но скудный арсенал средств, с помощью которых Ник Лав пытается изобразить душевные страдания протагониста, вызывает острое желание нажать fast forward во время очередного стереотипного кошмарного сна или дежурной галлюцинации с душеспасительными вывесками.
Но в чем «Фанатам» не откажешь, так это в бескомпромиссной, даже уродливой честности. Знаете, за что фильм запретили в Швеции? На одном из киносеансов в Мальмё две футбольных банды воодушевились просмотром настолько, что устроили друг другу кровопускание прямо в зале. Это, конечно, не «все так и было» Папы Римского, но…